Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АНАСТАСИЙ
2, С. 240-241 опубликовано: 12 февраля 2009г. 


АНАСТАСИЙ

(Кононов Антоний Федорович; 30.01.1894, дер. Нарезка Сычёвского у. Смоленской губ.- 9.04.1986, Москва), еп. Донской и Кавказский, управлявший также Клинцовской и Новозыбковской епархией, местоблюститель архиепископа Московского и всея Руси старообрядцев Белокриницкой иерархии (с 14 февр. 1986), крупнейший деятель старообрядчества в ХХ в. Род. в крестьянской семье потомственных старообрядцев Белокриницкого согласия. С ранних лет был прихожанином и клирошанином старообрядческого храма в близлежащем с. Потесове, окончил начальную школу. В 1915-1922 гг. воевал на фронтах первой мировой и гражданской войн (в 1918-1922 - в рядах Красной Армии), после демобилизации вступил в брак. В 1937 г. переехал в Москву, работал в Военно-строительном управлении Московского военного округа, в годы Великой Отечественной войны возглавлял подсобное хозяйство округа в Горьковской обл.

Анастасий (Кононов), еп. Донской старообрядцев Белокриницкой епархии
Анастасий (Кононов), еп. Донской старообрядцев Белокриницкой епархии

Анастасий (Кононов), еп. Донской старообрядцев Белокриницкой епархии

В 1947 г. поселился в пос. Валентиновка в Подмосковье, перед выходом на пенсию в 1966 г. занимал должность зав. складом при управлении гастрономами Московской обл. Никогда и нигде не скрывал религ. убеждений, с 1947 г. был постоянным прихожанином и клирошанином Покровского кафедрального храма на Рогожском кладбище в Москве. 17 апр. 1966 г. рукоположен во священника старообрядческим архиеп. Московским и всея Руси Иосифом (Моржаковым) и определен в Покровский храм, много внимания уделял окормлению молодежи.

После кончины супруги (1968) пострижен в иночество с именем А. и 27 мая 1973 г. рукоположен во епископа старообрядческим архиеп. Московским и всея Руси Никодимом (Латышевым) на Донскую и Кавказскую епархию с правом временного управления Клинцовской и Новозыбковской епархией. В годы архиерейства проявились незаурядные церковно-адм. способности А., он регулярно объезжал приходы своих обширных епархий, посещая их не только в престольные праздники, но и для ревизий, порой неожиданных. Оперативно решал кадровые вопросы, сам искал не только кандидатов в священные степени, но также председателей и членов приходских советов. Рукоположил 15 священников, 13 диаконов, возвел в сан 4 протоиереев, совершил десятки хиротесий во чтецов. Помощником А. в делах церковного устроения был настоятель Ильинского храма Гомеля прот. Евгений Бобков. Активность А. и прот. Евгения вызывала резкую реакцию со стороны региональных и столичных уполномоченных Совета по делам религий СССР. В их документах отмечались «фанатизм» и «неуступчивость» А., его стремление решать церковные вопросы без участия гос. чиновников. Высказывалось пожелание о проведении «более конкретной работы» для устранения влияния А. и прот. Евгения на тогдашнего предстоятеля старообрядцев Белокриницкого согласия архиеп. Никодима (Латышева).

С нач. 1979 г. А. фактически являлся наместником архиеп. Никодима в Москве (сам архиепископ находился тогда в Молдавии, в родном селе). 14 февр. 1986 г., после кончины архиеп. Никодима, А. был избран местоблюстителем старообрядческой Московской архиепископии. 5 янв. 1986 г. А. возглавил хиротонию еп. Алимпия (Гусева; в 1988–2003 гг. митр. Московский и всея Руси старообрядцев Белокриницкого согласия ). А. поощрял изучение старообрядчества светскими исследователями. За неск. месяцев местоблюстительства А. в Покровском кафедральном храме совершилось значительное число хиротоний, велась подготовка первого после «застойных» лет собора старообрядческой Церкви. А. добился разрешения Совета по делам религий на учреждение старообрядческой митрополии (что осуществилось в 1988).

А. похоронен в склепе архиерейских могил Рогожского кладбища. Авторитет А. среди старообрядцев Белокриницкого согласия России и стран СНГ до наст. времени весьма высок.

Арх.: Епископ старообрядческий Анастасий (Кононов Антоний Федорович): Личное дело из упраздненного арх. Совета по делам религий при Совете Министров СССР // Арх. старообрядч. церк.-обществ. ж. «Церковь».
Лит.: Старообрядческий церк. календарь на 1987 год. М., 1986. С. 54-57; Вургафт, Ушаков. Старообрядчество. М., 1996. С. 24; Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации. М., 1996. Канд. дис.
Н. Г. Денисов
Ключевые слова:
Старообрядчество Епископы Русской Православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) Анастасий (Кононов Антоний Федорович; 1894-1986), старообрядческий епископ Донской и Кавказский
См.также:
ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие
АВСТРИЙСКАЯ ИЕРАРХИЯ см. Белокриницкая иерархия
«АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ» - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель
АМФИЛОХИЙ (Журавлёв Афанасий Семенович; 2-я пол. XIX – 1933), еп. Пермский и Тобольский старообрядческой Церкви
АНТИПИН (Самоварников; 2-я пол. XIX в.-1918) Андрей Алексеевич, глава всероссийского об-ва старообрядцев-беспоповцев спасова согласия
АНТОНИЙ (Людиновсков; 1895-1977), игум. старообрядческих скитов часовенного согласия, писатель